Для чего и для кого я пишу всё это? Нужно ли это кому-то и ,главное, нужно ли это мне? За последние годы я, наверное, выложил здесь и в фейсбуке около тысячи фотографий. Сюжет большинства их незамысловат — лес, тропинка, птицы, цветы, опять лес, кипящий чайник, грязные кроссовки, палатка, восход или закат. Художественная ценность этих снимков не велика так как врожденного таланта фотографировать нет, а целенаправленно учиться и отрабатывать мастерство нет времени. Нужно бы купить пару серьезных объективов, штатив, разобраться в выдержках и диафрагме, но всё никак не могу . Да и положа руку на сердце, не понимаю я как таскать с собой целый рюкзак фототехники и зачем. Я видел много профессиональных пейзажей, некоторые снимки завораживают. Но во многих из них нет души. Там есть четкий расчет и математически выверенная композиция.
Так вот это отступление оно к чему? А к тому, что таланта писать тоже нет. Мысль скачет от одного к другому. Хочется рассказать обо всем сразу. И так чтобы и емко и красочно, да еще чтоб практический смысл был. Теперь всё же вернемся к первым вопросам. Для чего публикую фотографии и пишу что-то? Ответ на эти вопросы я самостоятельно не нашел. Точнее, в голове все время вертелся ответ , но сформулировать я его не мог. Не было нужных слов и всё тут. Как собака, все понимаю а сказать не могу.
По счастливой случайности, в прошлом году я послушал отличное интервью и все встало на свои места. Парень занимается тем, что работает с трудными подростками. Социализирует их через outdoor, проще говоря. Так вот из этого интервью я запомнил три вещи: во-первых, чтобы достучаться до сердца и души подростка, его надо утомить. То есть с этими ребятами он ходит в длительные походы — горы в северных широтах, леса. Много дней, много километров, тяжелый рюкзак, мошка. Казалось бы, после всего этого подросток еще больше закроется в своем мирке и будет только огрызаться из внутренней пещеры. Но всё получается наоборот. После трудного перехода ребята как никогда готовы к диалогу. Скованность и зажатость исчезают тк отсутствует пресс со стороны общества.
Во-вторых, мы слишком увязли в потреблении. Покупаем много барахла, которое нам не нужно. Это касается, кстати, не только outdoor-снаряжения. Погоня за брендами. Навязанные нам заблуждения о том, что для выхода на природу нужна специальная одежда, обувь и тд. Эти факторы заставляют многих сидеть в пыльных и серых городах, аргументируя себе и другим — «Ну куда ж я пойду, там грязь? А у меня белые кроссовки. А написано, что нужны специальные ботинки, голеностоп чтобы фиксировать.» Ну и прочее. Сами можете вспомнить что вы или ваши близкие говорят. Новичку можно выйти в лес или на пробежку, практически в чем мать родила. Главное, выберите правильный, комфортный маршрут и вперед. Не лезьте сразу в дебри или на вершины. Начните с малого и как известно аппетит приходит во время еды. Дальше уже методом проб и ошибок, подберете что подходит именно Вам.
Ну и, в- третьих, самое главное. Те слова, которые я не мог найти чтобы ответить на свои вопросы. Для чего я пишу и выкладываю фотографии? Ответ простой — потому что я люблю это. Я люблю природу, люблю лес, реки и озера. Именно там чувствую я себя частью этой планеты, чувствую себя живым. Не в городе, среди мрачных кирпичных многоэтажек и припаркованных черти как автомобилей, а среди сосен на морском берегу или в густом тумане у лесного озера. И оказывается, что если человек что-то искренне любит, то он хочет этим поделится. Это нормально и так было всегда. Вспомните музыкантов и художников, они же любят творить. Трудно себе представить композитора, который пишет только в стол или художника, который не разу показывал свои работы другим. То есть ответ — любовь. Такая простая истинна.
Теперь, когда вы прочитали все эти размышления, можно переходить и к практической части. Поделюсь с Вами своей любовью к двум рекам. Пусть фотографии и слог не идеальны, но все очень искренне. Как говорил один мой одногруппник из Моздока — «От души!»
В этот раз выбирался один. Хотел протестировать снаряжение — настроить под себя рюкзак, понять сколько кг оптимально для меня, обкатать кроссовки для летних выходов, попробовать носки Sealskinz в деле и посмотреть какой темп могу поддерживать с весом. Отправился на юг. Набросал маршрут так чтобы часть была тропа и часть дорога, разное покрытие и рельеф, Собрал рюкзак — не брал только коврик, но вместо него кинул свои шипованные Icebug понимая что гололед никто не отменял. Итоговый вес — 12.5 кг. Думаю еще 1-1.5 кг можно добавить, потяну. За грань 14 кг надо не переваливать! Обувь летняя новая купленная в Декатлоне — очень летняя. Дырявая вся, даже подошва. Брал такую специально для хорошей вентиляции и чтоб легко отжимала воду. В них прошел наверное, пару км и затем снял. Уж очень скользко на льду, скорость была черепашья. Из-за этого сбился с графика и пришлось резать маршрут.
Утром сел в электричку. Погода ночью была аховая. Сильнейший ветер и мокрый снег. Утром ветер в городе остался такой же ледяной, но без осадков. Согласно прогнозу — днем солнечно.
Петербург попрощался со мной традиционно серым небом.
Вырица же встретила высоким и голубым.
Первая часть маршрута шла вдоль реки Оредеж.
Очень симпатичная река с высокими гордыми берегами. Она часто фигурирует в моих отчетах. Берега эти снимал даже С.М. Прокудин-Горский. Советую всем кто ничего не знает о Сергее Михайловиче посмотреть фильм Леонида Парфенова «Цвет нации». Фото Прокудина-Горского 1905 год.
Дальше только мои фотографии. Шедевров от мэтра по теме я больше не нашел.
Берега обрывистые,тропа скользкая.
Пешеходный мост.
Рядом лягушатник.
В устье ручья, пересекавшего тропу, попалась верба.
Вполне себе апрельская фотография.
Красные берега Оредежа.
Плотина на Оредеже. Как оказалось здесь проходит граница весна-зима.
По другую сторону — лед еще не вскрылся.
Тут стало совсем невозможно идти. Присел на камушек, переобулся. Правильная обувь для ледяной тропы должна быть с металлическими шипами.
Sealskinz. Много читал у друзей об их использовании. Подтверждаю — они работают. Ниже будут еще факты. Посмотрим на сколько их хватит.
Известная церковь в Вырице. Мне не понравилась. Не знаю почему.
Ворота заброшенного детского лагеря. Ели поглотили дорожку.
А вот тот домик с красной крышей и собственной набережной для прогулок — удивил. Про свободный доступ к водоемам я тут уже не буду писать, и так все понятно.
Причина моего удивления — фигура в зеленом костюме. Даже цветы свежие лежат.
Очень приятная низина у воды.
А вот это настоящий шедевр. Почтовый ящик. Такому адресату хочется писать письма. Внизу даже лесенка лежит.
Вторая река — Онза. Река совсем не длинная около 8 км. Вытекает из болота и впадает в Оредеж. Вот место их слияния. Онза тихая, медленная и завораживающая. У нее совсем другие пологие берега, густо поросшие елями и соснами. Очень много мха, который выстилает тропу. И я никак не могу найти время чтобы пройти её от начала до конца. Оредеж всегда забирает часть внимания на себя. Так случилось и сегодня. Так что Онза все еще хранит свои красоты не доступными для меня.
Ручей, бегущий к Онзе.
Тропа была местами снежная, местами состояла из мха и хвои.
Истинное удовольствие — выпить чая, стоя на берегу и жмурясь от весеннего солнца.
Ручьи которые прячутся под снегом, могут доставить неудобства. В основном по причине мокрых ног. В прошлом году я не дошел до болото Ламмин-Суо по этой причине. Сейчас стал умнее — носки водонепроницаемые спасали не раз.
Бобры потрудились на славу.
Гнездо на берегу. Сейчас оно вакантно, только пара сухих листиков внутри.
Цвета радуют глаз.
Ёж из мха заснул у самой воды.
Тут была косуля.
В очередной раз провалился, но Sealskinz отработали на пять.
Для чистоты эксперимента — постоял 3 минуты в воде. Сухо.
Пейзаж не меняющийся здесь веками.
Подведу черту. За четыре часа прошел 17.5 км. Вес рюкзака 12.5 кг — полет нормальный. Темп получался 9 — 10 мин/км. Носки водонепроницаемые вещь хорошая, но требуют запаса пространства в обуви. Не уверен, что в них будет комфортно идти в течении 30-40 км за раз.
Вот и всё. До свидания!